История

1925 г.: Постановлением Президиума ЦИК БМАССР под аэродром отводится площадь земли в 150 десятин в 5 км от города. Первый аэродром в г. Улан-Удэ был построен в районе Старо-Читинского тракта (ныне район городского ипподрома на Верхней Березовке).

1 июля 1925 г.: Приземлились первые самолеты летчиков М.А. Волковойнова и И.К. Полякова – участников перелета из Москвы в Пекин.

Май 1926 г.: Правление Всероссийского ОДВФ «Добролет» создает в Верхнеудинске коллектив авиаторов, который должен был обслуживать полеты на открываемой Бурят-Монгольской воздушной линии Верхнеудинск-Урга (ныне Улан-Удэ – Улан-Батор).

(3).jpg

Это был первый авиационный коллектив на всей огромной территории Сибири и Дальнего Востока и состоял из 27 авиаспециалистов.

(2).jpg

22 июля 1926 г.: С 1 августа 1926 года открывается регулярное воздушное пассажирское сообщение между Верхнеудинском и Ургой (Монголия). Расстояние в 500 км покрывается за 4,5 часа. В аэропорту Верхнеудинск стали производить посадку самолеты, летающие по магистральным линиям Москва – Владивосток, Иркутск – Чита. Все это потребовало строительства нового аэродрома.

Сейчас уже трудно поверить, что до 1926 года многие жители Бурятии не имели даже представления о самолете. Основы грандиозных свершений в авиационном строительстве были заложены в первые годы образования СССР. 

В марте 1931 года в Верхнеудинске начинается строительство нового аэродрома на левом берегу реки Селенга. 

2 июля 1934 года коллектив Бурят-Монгольской воздушной линии преобразуется в специальное летное транспортное подразделение.

В 1935-1941 годах ведутся активные работы по строительству аэродромов и созданию местного воздушного сообщения на территории Бурятии.

К началу Великой Отечественной войны авиапредприятие было оснащено современной по тем временам авиационной техникой, укомплектовано летным составом. В предвоенные годы в авиапредприятие прибывает новое поколение молодых авиаспециалистов.


Война внесла свои коррективы в намеченные планы, хотя полеты на территории республики продолжались. Вся деятельность предприятия была подчинена интересам фронта, и в Улан-Удэ параллельно создается учебно-транспортное подразделение, которое под начальством Р.Напреева, с сентября 1941 по март 1943 готовило летные кадры для фронта, так как большая часть пилотов и технических работников ушла на фронт.

В тяжелые годы Великой Отечественной Войны в аэропорту г.Улан-Удэ приземлялись самолеты ГВФ для транспортных перевозок в северные и другие отдаленные районы республики. Их было до десятка – легкомоторных машин ПО-2. В годы войны летчики, служащие и рабочие Бурят-Моногольских авиалиний проявляли героизм на фронтах и находясь в тылу. В годы Великой Отечественной войны летчики Бурят-Монгольских авиационных линий показали свое летное мастерство, героически защищая нашу Родину.

Авиапредприятие, не имея права на отдых и раскачку, с первых дней после окончания войны начинает переход на мирный труд. За первый послевоенный год был перевезен 1781 пассажир, 72 т почты и 64 т груза. Этот факт доказывает не только сохранение авиапарка, но и его дальнейшее развитие.

В 1949 году было перевезено 3 000 пассажиров, 144т груза и 82т почты.

В начале пятидесятых годов в развитии авиации Восточной Сибири наступил новый этап. В эти годы происходят обновления авиационной техники. В 1952 году авиапредприятие приступило к освоению универсальных по своему практическому применению самолетов Ан-2. Среди пилотов Бурятии, первыми освоившими новую технику, были Ж.С. Дамьянов, Д.Д. Нимаев, Е.З.Стешин, авиатехники Бронников В.П.. В 1955 году авиаторы получили легкокрылые Як-12, что значительно повысило объем работ в народном хозяйстве (приложение 11). В том же году пилот Таболин Д.И. положил начало применению авиации в сельском хозяйстве, обработав ядохимикатами поля в Бичурском районе общей площадью 600га на самолете По-2.

В июне 1956 года из Иркутска в Улан-Удэ прибыл первый вертолет Ми-1, который стал незаменим при выполнении рейсов санитарной авиации и лесоавиационных работ.

В 1957 году в авиапредприятие поступили вертолеты Ми-4. Эти вертолеты оказывали помощь народному хозяйству и населению.

В 1959 году в Улан-Удэнском аэропорту вошел в строй новый аэровокзал, который сейчас называют «старый вокзал».

В 1962 году было создан вертолетный коллектив, первый в Восточной Сибири. Вскоре он вырос в самостоятельное вертолетное подразделение, войдя в последствии в состав Улан-Удэнского авиапредприятия.

В 1963 году на воздушных линиях Бурятии стал эксплуатироваться на местных воздушных линиях двухмоторный многоместный самолет Ли-2. В октябре 1966 года пилоты, инженеры и авиатехники первыми в Восточной Сибири положили начало эксплуатации самолетов Ан-24. Внедрение на трассах новых скоростных самолетов позволило резко увеличить перевозки пассажиров, грузов, почты. Освоены маршруты в Нижнеангарск, Курумкан, Баргузин, Багдарин, Таксимо, Закаменск, Кырен.

В июле 1967 года начали курсировать турбовинтовые вертолеты Ми-2 и Ми-8.

В 1971 году в аэропорту Улан-Удэ была произведена реконструкция ИВПП. Если в 1965 году Улан-Удэнские авиаторы перевезли 205 000 пассажиров, в 1970 г. - 491 000, то в 1975 – 646 000 человек. Территория, обслуживаемая предприятиями гражданской авиации республики, составляла 350 тыс кв км.

В 1976 году коллектив освоил новый грузовой самолет Ан-26, что позволило увеличить тоннаж перевозимых грузов на воздушных трассах республики.

В 1983 г. накануне празднования 60-летия республики был сдан в эксплуатацию новый аэровокзал в аэропорту Улан-Удэ с пропускной способностью 400 пассажиров в час. В этот же период был освоен самолет чешского производства - Л-410. Одновременно начались полеты на пассажирских самолетах Ту-154.

(4).jpg

В 1983 году в честь 60-летия первого полета самолета Бурят-Монгольской воздушной линии был организован агитперелет по маршруту Иркутск – Нижнеангарск – Чита – Улан-Удэ – Иркутск. Перелет был осуществлен на самолете ИЛ -14 Улан-Удэнского авиапредприятия, где командиром был - И.Т.Давиденко.

(6).jpg

С 1984 года аэропорт получил статус международного.

В этот период с 1981 г. по 1985г. Улан-Удэнским авиапредприятием перевезено три с половиной миллиона пассажиров, 17 тысяч тонн почты, 63,5 тыс.тонн груза.

(1).jpg

В 1989 году был открыт международный рейс Улан-Удэ –Улан-Батор.

В 1990 году перевезено пассажиров более 800 тысяч человек.

В неоднозначные 1990-е годы развала страны, время изменения приоритетов, перехода на рыночные отношения, авиапредприятие благодаря усилиям, труду работников авиапредприятия выжило.


1 июля 2001 года авиапредприятие было разделено на несколько независимых компаний, в результате чего был создан ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ», в состав которого вошли также аэропорты местных воздушных линий: Нижнеангарск, Таксимо, Багдарин.

Аэропорт Улан-Удэ активно сотрудничал с крупнейшими грузовыми и пассажирскими перевозчиками России и использовался многими авиакомпаниями как пункт промежуточной посадки для дальнейших полетов в Юго-Восточную Азию, Китай. К сожалению, в 2005 году российские грузовые авиакомпании практически прекратили перевозки на воздушных судах ИЛ-76, что негативно повлияло и на развитие аэропортов Сибирского региона. Аэропорт Улан-Удэ также был вынужден переориентироваться исключительно на пассажирские перевозки.

В 2007 году была завершена реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП), что позволяет принимать и обслуживать любые типы ВС практически без ограничений по взлетной массе. Кроме этого, осуществлен монтаж нового светосигнального оборудования (ССО) ОВИ -1, благодаря чему аэропорт возобновил прием воздушных судов в темное время суток. С 2007г. 100% - ым владельцем акций аэропорта является австрийская компания Airports International“, которая осуществляет инвестирования в развитие аэропортов Центральной и Восточной Европы, а также России.

1 июня 2010 года открыто постоянное воздушное сообщения между Улан-Удэ и Улан-Батором. 25 мая 2011 года аэропорт "Байкал" вошел в Группу компаний «Метрополь».

С 2011 по 2013 гг. прошла реконструкция международного аэропорта "Байкал". Программа включила в себя ремонт автовокзала, закупку оборудования, открытие рейсов на новые направления, организацию работы парковочной системы. 6000 квадратных метров претерпели изменение. 

2(15).JPG

Стоимость проекта составила 100 миллионов рублей. Обновлен аэропортовый комплекс, закуплены перронный автобус, пожарная машина, трап, и самое главное, кардинально изменился багажный терминал. Он стал просторным и удобным. 

рамы в стерильной.jpg

Реконструкция позволила в три раза увеличить и площадь международного сектора. Зал вылета - «стерильная зона» для пассажиров, прошедших регистрацию и досмотр, теперь рассчитан на 400 посадочных мест. Комфортные мягкие кресла, новый санузел облегчат ожидание пассажиров. А широкоформатные панели, установленные по всему зданию будут держать вылетающих в курсе оперативной информации. Установлено новое оборудование для надзорных органов аэропорта. 

В апреле 2013 года был открыт воздушный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Мероприятия по техническому перевооружению пункта пропуска проводились в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)».

IMG_6118.jpg

Проектная пропускная способность воздушного пункта пропуска через государственную границу РФ Улан-Удэ по завершению реконструкции составляет 250 пассажиров в час. Площадь пункта пропуска составляет около 3500 кв. м. 

IMG_6175.jpg

Организовано по шесть кабин паспортного контроля на прилет и вылет соответственно. Максимальная общая пропускная способность пункта пропуска составляет 450 пассажиров в час. 

IMG_6041.jpg

С мая 2013 года аэропорт "Байкал" перешел на круглосуточный режим работы 

В мае 2016 года было получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" по проекту реконструкции аэродромного комплекса Международного Аэропорта "Байкал". Проект "Реконструкция  аэродромного комплекса аэропорта Улан-Удэ, Республика Бурятия" реализовывается в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года". Государственным заказчиком от имени Росавиации выступает ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". Стоимость проекта около 4 млрд. рублей. В августе 2016 года в аэропорту "Байкал" стартовало строительство новой взлетно-посадочной полосы длиной 3400 метров, шириной 45 метров. 

15.11.16 г. 2.jpg

Генеральный подрядчик ФГУП "Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства".

В июле 2016 года состоялось празднование 90-летнего юбилея Гражданской Авиации Республики Бурятия.  

14.jpg

94.jpg

97.jpg


вкус бурятии на сайт 27.04.jpg 

БР на сайт аэропорта 600х200.jpg

заглушка.jpg