Как сирота из Бурятии стал заместителем командира авиационной дивизии в Монголии

26.12.2016

Статья о талантливом летчике, командире и сотруднике аэропорта "Байкал". Ринчинов Бимба Бадмаевич работал в аэропорту с 2011 года и ушёл на пенсию в 2014 году в возрасте 70 лет.
До этого с 2005 г. Бимба Бадмаевич работал в ИФК «Метрополь», заведовал двумя вертолетами компании. На протяжении девяти лет он занимался этой деятельностью. По словам Бимбы Бадмаевича, эта работа ему очень нравилась, но в то же время она была не простой. 

- Работа очень ответственная – организация полетов по перевозке первых лиц компании, руководителей республики и федерального центра. Нужно было продумывать всё до мелочей и за пассажиров, и за экипаж, и за встречающих. Я меньше переживал за исход полетов, будучи командиром полка, чем при перевозке пассажиров на вертолете, - делится воспоминаниями Бимба Бадмаевич. 

За этот период, выполняя задачу, ему посчастливилось посетить множество красивейших мест в Бурятии, на Байкале и стать свидетелем значимых событий в жизни компании "Метрополь".  

Бимба Ринчинов был одним из первых морских летчиков в СССР

2.jpg 


Бурятия - родина смелых воинов, которые на своих быстрых конях на полном скаку умели стрелять из лука и побеждать. Залогом успеха любого юноши было умелое обращение со своим конем. Наш герой Бимба Бадмаевич Ринчинов в своей жизни смог обуздать не простого скакуна, а целый истребитель. А если говорить точнее, ему удалось полетать на целом «табуне» советских истребителей.      

Сейчас ему 72 года. На первый взгляд, в это сложно поверить, когда ты видишь бодрый шаг, военную выправку, веселую улыбку и мудрые глаза.

Курсант Ринчинов

Бимба Ринчинов стал летчиком-истребителем неспроста. В четырнадцать лет после кончины матери старший брат Чагдуров Сергей Шагжиевич (воспитывался в другой семье) определил его в школу-интернат №2. Там юноше из с. Армак Джидинского района пришлось отстаивать свою честь и добиваться уважения среди нового окружения. В те годы у него появился друг Валера. У них было много общего. Прежде всего оба сироты, оба мечтали стать военными, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Сначала ребята хотели стать моряками, но Валера предложил поступить в летное училище. Бимба поддержал эту мысль.

- Я чувствовал, что никакой поддержки у меня не будет, если поступлю в гражданский вуз. Там же нужны деньги. И мы решили идти в военные, - рассказывает Бимба Бадмаевич.  

Они рассказали о своем решении воспитателю в интернате. Та захотела помочь им и попросила своего мужа, офицера Советской Армии, найти хорошее летное училище. Было решено поступать в Качинское летное училище.  Но перед отъездом случилось так, что Валера трагически погиб. Тогда Бимба решил воплотить их общую мечту за двоих и поехал в город Волгоград в Качинское летное училище. Приехал сам и поступил. Был, кстати, единственным бурятом в училище. А вот учеба давалась не очень просто. Помогало то, что по физическим данным и смекалке он был одним из лучших. В Качинском училище он «обуздал» первый самолет и научился воевать на нем, как на «маневренном коне». После выпуска молодой лейтенант попал в Германию. Летал на истребителе Миг-21. В 1968 году летчику-истребителю пришлось участвовать в известных «событиях» в Чехословакии.

- Я участвовал в чехословацких событиях. Летал на Миг-21. Самолет с треугольным крылом. Выполняли задачу прикрытия чехословацкого неба от западных военно-воздушных сил. Перед этими событиями мы летали на своих аэродромах большими группами, полками. Это заставляло наших западных соседей нервничать. Во время подготовки к этим событиям отрабатывали, например, такой элемент, как посадка с малым остатком топлива. Однажды в соседнем полку самолет не долетел до аэродрома. У него закончилось топливо, и летчикам пришлось катапультироваться, бросить исправный самолет. К счастью, западные  не отреагировали на события в Чехословакии должным образом и нам не пришлось сражаться с ними. На земле происходили столкновения, гибли люди. Но небо мы бы не отдали, это факт. Тогда у нас самолеты были самые лучшие, - вспоминает летчик.

Командир полка Ринчинов

После пяти лет в Германии капитан Ринчинов поступил в Монинскую академию,  г.Москва. Через три года, выйдя оттуда майором, был назначен командиром эскадрильи в г.Ивано-Франковск. Служил он там недолго. И снова Бимбе Ринчинову пришел приказ отправиться в Германию. Еще пять лет он служил в составе Группы Советских Войск в Германии. Там Бимба Ринчинов успешно прошел все ступени командных должностей, получил звание подполковника и в 1980 г в возрасте 36 лет стал командиром истребительного авиационного полка.

- Под моим командованием было 40 боевых самолетов. Плюс 4 - 6 «спарок»  (самолетов с двойным управлением), 3 части обеспечения и 65 летчиков. Летный состав, инженерно-технический состав, солдаты срочной службы, всего примерно 600 человек, - рассказывает Бимба Бадмаевич. 

Табун истребителей

Время заставляло мир быстро меняться, и на вооружение стали поступать новые самолеты, а вместе с ними появлялись и новые возможности управления боевым «конем». За свою службу в авиации он освоил все типы самолетов фирмы Микояна, кроме Миг-29, а также освоил Су-27, Су-25, Су-25УТГ фирмы Сухого. Самым лучшим из них он считает СУ-27.

- Сегодня на базе самолета Су-27 сделаны почти все самолеты фронтовой авиации России. Это просто мечта летчика. Самолет по своим размерам является самым крупным истребителем, доходит до того, что я в полный рост могу пройти везде, не пригибаясь. Управляется, по усилиям, удивительно легко, можно двумя пальцами, но сама по себе машина очень сложная. Основные системы самолета имеют четырех кратное дублирование. Порой взлетаешь на нем, а на приборной панели зажигаются огни, как на новогодней елке. Смотришь, один канал отказал - можно летать. Второй канал отказ - можно летать. А если третий канал отказал, тогда пора домой. Но такого ни разу не было, - говорит он.  

Чтобы летчик был всегда готов вылететь на боевое задание, командование приказывает летать как можно чаще. У Бимбы Бадмаевича есть масса историй об учебных вылетах. Но самый интересный случай с ним произошел на земле перед полетом.

- Это было в 1968 г. после возвращения из Чехословакии. Я в этот день отлетал дневную программу и приступил к ночной. Настроение отличное, все получается. Выруливаю на полосу. У нас отработана система - перед взлетом выпускаешь закрылки, и кран шасси ставишь в нейтральное положение, чтобы после взлета было проще  убрать шасси. А я на взлете поставил кран шасси на уборку. Шасси сразу не убрались - прижаты весом полностью заправленного самолета. Самолет стоит на полосе на тормозах. Я включаю форсаж, отпускаю тормоза. Меня сразу начинает кренить. И тут я понимаю, что убрал шасси. Быстро дал по тормозам и поставил кран шасси на выпуск. Конечно самолет не выпустил шасси, но застыл в накрененном положении. И получилось так, что самолет не коснулся земли крылом, сработала «реакция летчика», самолет не повредил. В общем, он двинулся вперед примерно на 1метр. Выпустить шасси гидравлика не смогла. Пришлось доложить, что я убрал шасси. Нужно просто себе представить: на полетах в это время было 10 - 15 самолетов в воздухе, а посадочная полоса занята. И она занята Ринчиновым. Прекратили полеты, самолеты находящиеся в воздухе отправили на запасной аэродром. Чтобы убрать этот самолет, нужно было часа четыре. Подвозили надувные подъемники, подключали автономную гидросистему, выпустили шасси  только потом убрали самолет. Вот так однажды я сорвал полеты полка, конечно получил нагоняй - теперь уже с улыбкой вспоминает Бимба Бадмаевич.

Летчик-моряк

В конце 70-х в Афганистане становится неспокойно. По плановой ротации летного состава Ринчинова в 1981г. отправляют командиром полка в Грузию. В 1982 г была поставлена задача подготовить весь состав полка  для выполнения задачи в Афганистане, в результате этой подготовки весь летный состав полка имел квалификацию «Летчик 1 класса» (очень редкий случай в ВВС)  и по всем параметрам был подготовлен для выполнения поставленной задачи. В 1983 г. полк подвергся внезапной проверке боевой готовности с перебазированием на полигон Мары с практической стрельбой по воздушным мишеням и получил хорошую оценку. И в этом же году на базе полка был снят документальный фильм «Мастера воздушного боя». Главная идея фильма, что сын чабана из Бурятии стал командиром истребительного авиационного полка, который является одним из лучших в ВВС. Съемки фильма проходили на базе полка в Грузии, в Бурятии, в с. Белоозерск Боргойского совхоза. Выполнять задачу полком в Афганистане не пришлось, приказали отправить одну эскадрилью этого полка.  Эту задачу эскадрилья выполнила успешно, не потеряла ни одного самолета, ни одного летчика и солдата. Потом командиру пришел приказ ехать в Монголию, с повышением, на должность заместителя командира авиационной дивизии. После службы в Монголии Бимбе Бадмаевичу предложили перейти в Центр подготовки корабельных летчиков ВМФ. Так наш герой попал в  корабельную авиацию, в мечту каждого летчика. Он стал одним из первых людей в стране, кто принимал участие в освоении корабельной авиатехники, в освоении системы взлета с корабля и посадки на корабль. Все это происходило впервые, чтобы современные самолеты Су-27К, Миг-29К и Су-25УТГ начали работать с корабля, ныне Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Непосвященный человек может подумать, что между сухопутным и морским летчиком практически нет разницы, но Бимба Бадмаевич с этим не согласен.

Между сухопутными и морскими летчиками есть огромная разница. Во-первых, специальная подготовка именно над морем, ведь там нет характерных ориентиров. Они появляются только когда, приближаешься к берегу. Во-вторых, погодные условия на море, как правило, сложные и часто бывает так, что не видно горизонта. Часто облачность, туман. Сложно пилотировать над морем на средней и малой высоте. Визуально трудно определять расстояние до водной поверхности  и сложно, психологически, сухопутному летчику находиться в воздушном пространстве над без ориентирной местностью. Сухопутному летчику сразу освоиться нелегко, - говорит Бимба Бадмаевич. Проще после училища сразу обучать как морского летчика. Но самое сложное, это взлет и посадка на корабль. Не каждый летчик может пройти такое сито отбора корабельного летчика.

Бимба Бадмаевич отдал защите Родины 30 лет.  Демобилизовался он в 1993 году. В Улан-Удэ в 90-е годы решил идти в бизнес, но с предпринимательством не сложилось. Потом занимался передачей авиаремонтного завода на баланс республики. Эту задачу выполнил, завод, со всем общепромышленным оборудованием, передали с баланса МО РФ на баланс Республики Бурятия. 

Источник: infpol.ru


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
вкус бурятии на сайт 27.04.jpg 

БР на сайт аэропорта 600х200.jpg

заглушка.jpg